Кафиль Амиров: Память не должна быть стерта
28 декабря 2006 года
- Кафиль Фахразеевич, нарушения законодательства об охране памятников истории и культуры в республике и особенно в Казани стали практически нормой, а вот соблюдение закона, напротив, редкость. Как вы считаете - почему?
- Причин несколько: отсутствовала воля властей к сохранению памятников, не было четких планов развития городов и районов, недостаток финансирования реставрационных работ. Известное постановление кабинета министров от 15 сентября 2006 года, которым из Государственного охранного реестра были исключены пять зданий, отнесенных к категории выдающихся объектов республиканского и местного значения, было издано по ходатайству мэрии Казани. А разборка дома Елачич на улице Бутлерова была проведена ускоренными темпами, несмотря на протесты общественности. Многие объекты культурного наследия не имеют паспорта, информационных надписей и обозначений, предусмотренных законом. А установка охранных досок в Казани в прошлом году была профинансирована городским бюджетом лишь на 50 процентов, и на собственников объектов обязанность их установить не возложили...
- Так плохо дела обстоят только в Казани?
- К сожалению, нет. В большинстве районов Татарстана не проводится историко-культурная экспертиза, решения о сносе объектов культурного наследия не согласовываются с государственным органом охраны, участки под застройку формируются без ограничений, в том числе по этажности застройки, проекты строительства новых объектов не содержат разделов об обеспечении заказчиком работ по сохранности памятников, а регистрация прав собственности производится без обременений.
- В правительстве России обсуждается возможность приватизации памятников архитектуры...
- В Татарстане отчуждение памятников культуры уже производится, причем без согласования с государственным органом охраны. Переданы в частную собственность памятники в Мензелинске, Тетюшах, Елабуге, Чистополе, Кайбицком, Камско-Устьинском, Мамадышском, Менделеевском и других районах. В Лаишевском, к примеру, - пять церквей, колокольня, часовня и еще три здания! А в Нижнекамском районе с аукциона продали Нижнекамской нефтебазе памятник республиканского значения "Усадьба-дача Стахеевых".
- Возвращение "достояния республики" возможно?
- Нижнекамская городская прокуратура подготовила иск о признании недействительным договора купли-продажи. В данном случае хотя бы известен собственник, а зачастую сведения о новых собственниках или пользователях объектов культурного наследия в министерство культуры не поступают вообще.
- И чем это оборачивается?
- Меры правового воздействия к нарушителям охранного законодательства со стороны соответствующих контролирующих органов практически не применяются. А безнаказанность рождает вседозволенность: памятники культуры утрачивают исторический облик и интерьер. Вследствие незаконной деятельности потеряли первоначальный облик исторические здания в Буинске, Мензелинском, Тетюшском районах. У двух домов в Чистополе появились новые фасады, которые в отличие от первоначальных не представляют архитектурно-художественной ценности.
- Кто же понес за это ответственность?
- Пока есть только единичные случаи. Причем за несоблюдение режима использования территории объекта физические и юридические лица к ответственности вообще практически не привлекаются.
- Дела об уничтожении памятников культуры уже прекращались в зале суда - за давностью лет. Из-за чьей медлительности преступления оставались безнаказанными?
- Мы возбудили около двадцати уголовных дел, но это не наш путь. Нельзя с помощью уголовных репрессий сохранить город. А что касается медлительности... Мы назначаем экспертизу в строительной академии, а это - дело корпоративное, коллеги архитекторов находят оправдания, дело движется медленно, а срок давности у таких преступлений невелик.
- На месте уничтоженных исторических зданий в центре Казани один за другим появляются дома, не вписывающиеся в историческую застройку. Кто их возводит и кто позволяет это делать?
- Эти дома строятся без разрешения государственных органов по охране объектов культурного наследия. В нарушение закона ОАО "ХК "Татнефтепродукт", ООО "Фирма "Свей", ОАО "Красный Восток" и другие возвели ряд зданий в центральной части Казани. А ответил за подобные действия пока только один застройщик - гражданин Фахрутдинов, который приобрел с аукциона земельный участок по улице Муштари и построил в охранной зоне объекта культурного наследия "Флигеля собственного дома архитектора Олишкевича" жилой дом. Мы выяснили, что при подготовке документов на аукцион работники Управления архитектуры и градостроительства Казани допустили ряд нарушений. После вмешательства прокуратуры инспекция Госархстройнадзора РТ подала иск о признании строительства самовольным и демонтаже дома. Фахрутдинов привлечен к административной ответственности, сейчас производится расчет стоимости вреда, нанесенного культурному слою.
- А демонтаж дома производится?
- Мы уточняли это дней десять назад - тогда демонтаж еще не начинался.
- Выходит, исторический центр Казани можно продолжать незаконно застраивать новоделами - раз их не сносят?
- В Казани пока нет плана реконструкции и благоустройства центральной части города. В программу ликвидации ветхого жилья вошло 230 из 619 объектов культурного наследия, состоящих на государственной охране, и в ней не были предусмотрены меры по сохранению и воссозданию объектов исторического наследия, а текущее содержание зданий после отселения жильцов прекратилось. В результате были утрачены 30 объектов регионального, 2 - федерального, 19 - местного значения, уничтожен археологический слой, изменились масштабы застройки. Процесс уничтожения историко-архитектурной и градостроительной индивидуальности города продолжается, большинство объектов культурного наследия - в неудовлетворительном состоянии. Более 80 процентов памятников истории и культуры срочно нуждаются в ремонтно-реставрационных работах. В Вахитовском районе Казани 69 домов находятся в зоне риска - там требуются незамедлительные меры. Но за счет средств бюджета реставрационные работы проводятся в основном на объектах культурного наследия, находящихся на балансе Главного управления по охране памятников Министерства культуры РТ. В настоящее время работы ведутся на 35 объектах из 98, и только реставрация двух из них - Апанаевской мечети в Казани и дома Даутова в селе Большая Атня - близка к завершению.
- Значит, чиновников невозможно заставить выполнять свои обязанности?
- Можно и нужно, это забота не только государственных органов, но и широкой общественности. По фактам утраты объектов культурного наследия в результате пожаров, вандализма только в Вахитовском районе возбуждено 21 уголовное дело, по трем вынесены обвинительные приговоры, остальные - в стадии расследования. В целях устранения выявленных при проверках нарушений прокуратурой направлены сорок представлений, в том числе в Кабинет министров РТ...
- Вы завершили проверку, вынесли представления... На какой эффект рассчитываете?
- Очень надеюсь, что рассмотрение вопроса на президиуме Кабинета министров РТ, ряд намеченных организационных мер изменят ситуацию к лучшему. Память не должна быть стерта!
Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"